Rod Elliott, сентябрь 2018, перевод с английского
Введение
Выбор акустической системы оказывает гораздо большее влияние на общий тон гитарного усилителя, чем любой другой фактор. Неправильно подобранный динамик может заставить совершенно хороший усилитель звучать ужасно для одного гитариста, но идеально для другого. Многое зависит от того, как используется усилитель – чистый (или относительно «чистый»), искаженный или сильно искаженный («кранч») стили игры могут потребовать совершенно разных акустических систем, хотя большинство гитаристов найдут (или попытаются найти) то, что подходит их стилю (стилям), чтобы использовать одну и ту же комбинацию усилитель/колонки для всего своего материала. Некоторые профессионалы используют разные усилители для разных песен (или их частей).
Как и в случае со многими другими вещами, связанными с аудио, вокруг гитарных колонок существует множество мифов. Отчасти это объясняется тем, что выбор – дело сугубо личное, но существует множество заблуждений и необоснованных утверждений о том, что делает гитарный звук хорошим, плохим или безразличным. Подумайте о том, что многие очень опытные гитаристы при необходимости могут использовать любой усилитель, который попадется им под руку, и именно их стиль игры отличает их, а не само оборудование. Да, у них есть предпочтительная настройка, но они не разваливаются на куски, если ее нет.
О материале магнитов сказано очень много, и хотя некоторые из них звучат правдоподобно, на самом деле все зависит не только от типа магнита. Несмотря на обилие заявлений, существует очень мало доказательств того, что большинство из них имеют под собой какую-либо основу. Это не означает, что вы не услышите разницы, но, скорее всего, она обусловлена другими факторами, а не используемым магнитным материалом. Магнит и звуковая катушка громкоговорителя образуют «двигатель», который генерирует силу, необходимую для перемещения диффузора. Высокая напряженность магнитного поля и многовитковая звуковая катушка создают мощный двигатель, повышая эффективность. Если один динамик громче другого всего на 1 дБ, он почти всегда будет звучать «лучше» при прочих равных условиях.
Керамические магниты (феррит стронция) являются наиболее распространенными, несмотря на их относительно плохие магнитные свойства. Компенсация заключается в том, чтобы сделать магнит намного больше, и колонки с керамическими магнитами обычно столь же эффективны, как и колонки с алнико или неодимом, но почти всегда значительно тяжелее. Магнитная структура разных типов магнитов обычно совершенно различна, но это не означает, что существует реальная разница в магнитном поле через зазор между звуковой катушкой и динамиком.
Использование определенного типа магнита и/или названия бренда не обязательно означает что-то ощутимое. Иногда это просто случай, когда «знаменитый человек» использует такой тип динамика, и люди думают, что, используя такой же динамик, они будут звучать так же, как «знаменитый человек». Это верно только в том случае, если все остальное (включая уровень мастерства) точно соответствует «известной личности», а такое случается редко. В общем, я советую вам попробовать разные колонки, пока не найдете ту, которая вам понравится. На самом деле это сложнее, чем может показаться, потому что на ваше восприятие могут повлиять внешние факторы, такие как давление сверстников, «убедительность» продавца или простое знание того, что это тот же самый громкоговоритель, которым пользуется «знаменитость».
Вы также должны знать об эффективности динамика, измеряемой в дБ/Вт/м. Большинство гитарных динамиков имеют эффективность в пределах 90-100 дБ/Вт/м, поэтому, если взять нижний предел, то при потребляемой мощности 25 Вт SPL составит 104 дБ. Более эффективный динамик даст 114 дБ SPL при 25 Вт. Использование более эффективной колонки – это то же самое, что переход с усилителя мощностью 25 Вт на усилитель мощностью 250 Вт! При использовании двух колонок эффективная отдача снова увеличивается (на 3 дБ, поскольку усилитель будет выдавать 50 Вт), но отклик становится неравномерным. Есть некоторый дополнительный прирост за счет большей площади излучения, но он непредсказуем. Тем не менее, получить 117 дБ SPL на высоте 1 метр – это очень громко, и это можно терпеть без ущерба для слуха не более 30 секунд в течение 24 часов!
1. Материалы для магнитов
В самых первых динамиках (как мы их знаем) использовались электромагниты, поскольку не существовало магнитных материалов, обеспечивающих достаточную напряженность поля и не склонных к саморазмагничиванию. Разработанный в 1925 году Честером Райсом и Эдвардом Келлогом, «громкоговоритель», каким мы его знаем, появился на свет. Магнит был сложной проблемой, но электромагниты могут создавать чрезвычайно мощное магнитное поле при достаточном количестве витков и силе тока. До середины 1930-х годов (или примерно до этого времени) была проведена большая работа по созданию подходящих электромагнитов, которые могли бы также служить дросселем фильтра для вентильных («ламповых») усилителей, которые использовались. В первую очередь они использовались для радио (или «беспроводной связи», как ее называли в то время), и в некоторых очень умных конструкциях использовалась катушка «отсечки гула», чтобы предотвратить появление пульсаций от постоянного тока в звуке. Возможно, в некоторых ранних гитарных усилителях использовались электродинамические динамики, но у меня нет никаких подробностей.
Первым действительно хорошим магнитным материалом был Alnico (или AlNiCo – алюминий, никель и кобальт, остальное – железо). Хотя он до сих пор более чем успешно противостоит новым материалам, он также дорог. Алнико предпочитают многие гитаристы, поскольку считается, что он обладает «винтажным» тоном. Однако материал диффузора, подвеса, паука и механическая конструкция полюсов обычно оказывают гораздо большее влияние, чем материал, из которого изготовлен магнит. Существует мало доказательств того, что магнит сам по себе создает какую-либо слышимую разницу. Динамик с магнитом Alnico, выпущенный в 1970 году, показан на следующей фотографии. За прошедшие годы появилось несколько торговых названий алнико, включая Alni, Alcomax, Hycomax, Columax и Ticonal.
Накладка магнита Alnico – это слегка сплющенная часть в верхней части по центру. Коническая деталь под ней закрывает центральный полюс и конец звуковой катушки, поэтому она не открыта для внешнего загрязнения. Непонятно, как алниковая пробка крепится к задней или центральной полюсным деталям. Некоторые (старые) австралийские и новозеландские читатели сразу же узнают эту сборку – это Plessey Rola 12U50, 300-миллиметровый (12-дюймовый) 50-ваттный динамик, который был очень популярен здесь в 1960-х и 70-х годах. Люди до сих пор используют их, и должно быть совершенно очевидно, что у меня есть тот, что изображен на фото (и еще один такой же). На самом деле это были двухконусные 12UX50, но я удалил диффузоры «whizzer», потому что они были повреждены и в лучшем случае довольно ужасны, так что оставлять их было нежелательно. В середине 1960-х годов существовала еще одна версия под названием 12UEG («EG» означает «электрогитара»), но мне она не попадалась. Они были рассчитаны на 30 Вт.
Керамические магниты более распространены и гораздо дешевле, чем Alnico, и (по крайней мере, в теории) не должно быть никакой разницы в «тоне» при условии, что все остальные факторы одинаковы. Это означает, что материал диффузора, конструкция (и материал) звуковой катушки и даже корзина (шасси динамика) должны быть почти одинаковыми. То же самое относится и к динамикам с неодимовыми магнитами. Они появились совсем недавно, и «нео» магниты намного меньше, легче и мощнее, чем любые предыдущие.
В действительности можно с уверенностью сказать, что конструкция диффузора и звуковой катушки будет очень мало отличаться, а корзина будет отличаться по той простой причине, что различные магнитные материалы имеют разные потребности в креплении. Сама по себе корзина может изменить звучание, хотя, вероятно, не сильно. Обычно утверждается, что магниты Alnico легче (временно) размагничиваются потоком от звуковой катушки, что якобы дает более «мягкую» характеристику компрессии, чем более твердые магнитные материалы. Под «твердостью» понимается способность материала удерживать магнетизм, технически известная как реманентность.
Теория заключается в том, что при использовании магнитов Alnico, когда звуковая катушка создает магнитное поле в ответ на входной сигнал, это магнитное поле пытается размагнитить магнит. Поскольку его воздействие уменьшает доступное магнитное поле магнита Alnico, динамик становится менее эффективным, звуковая катушка движется меньше и т. д. Нет никаких сомнений в том, что магнитное поле звуковой катушки влияет на напряженность поля в магнитном зазоре, но доказательства (т.е. данные измерений) того, насколько оно влияет на сам магнит, найти очень сложно (я нашел абсолютно нулевые доказательства, только утверждения и анекдоты).
Физика заключается в том, что (предположительно) небольшие магнитные домены вблизи поверхности полюсов магнита начинают менять свое состояние или «направление». В результате, как утверждается, происходит плавное сжатие, похожее на «сжатие» рабочей кривой, которое происходит в вентильном усилителе. Когда магнитная сила звуковой катушки снимается, магнит Alnico возвращается к своему нормальному значению – по крайней мере, так гласит теория [ 1 ]. Хотя это очень популярное мнение, никаких доказательств (что является важной частью любого утверждения) не существует.
Alnico 5 – это популярный сплав магнитов для динамиков, состоящий из 8 % алюминия, 14 % никеля, 24 % кобальта и 3 % меди, а остальная часть состоит из железа. Кобальт – это ингредиент, который делает Alnico дорогим. Большая часть мировых поставок осуществляется из «медного пояса» в Демократической Республике Конго, Центральноафриканской Республике и Замбии. Эти страны контролируют рынок, а кобальт в основном используется в производстве промышленных (и (или) военных) магнитов, износостойких и высокопрочных сплавов. Гитарные динамики находятся далеко позади по степени «нужности». В настоящее время кобальт продается по цене около 60 долларов США за кг [ 2 ].
Разработка Alnico началась в Японии в 1931 году. Токушичи Мисима обнаружил сплав алюминия, никеля и кобальта, обладающий высоким ферромагнетизмом. Первый сплав Alnico обладал напряженностью намагничивающего поля в 400 Оэ (по Эрстеду, старая единица измерения коэрцитивной силы). Эквивалент в СИ составляет около 32 ампер на метр (А/м). По напряженности магнитного поля он вдвое превосходил лучшие магнитные стали, существовавшие в то время [ 4 ]. Современные сплавы имеют значительно более высокую коэрцитивную силу, а Alnico 5 – около 51 А/м.
Алнико – очень твердый материал. Его трудно обрабатывать, поэтому чаще всего его отливают или спекают в нужную форму и подвергают тщательной термообработке, чтобы добиться нужных магнитных свойств. Это был первый по-настоящему мощный магнитный материал, и даже сегодня его превосходят только самарий-кобальт (дорогой и редкий) или неодим-железо-бор (NdFeB, он же «Нео») – самый мощный из известных на сегодняшний день материалов для постоянных магнитов. Однако неодимовые магниты разрушаются при контакте с воздухом, поэтому они всегда имеют сильное покрытие для защиты магнитного сплава.
Однако эта статья не посвящена магнитным материалам в деталях. Хотя материалы бывают разными, сам магнетизм обладает практически одинаковыми физическими свойствами независимо от материала. Сюда относятся электромагниты, которые были распространены в очень ранних колонках, потому что полезные материалы для постоянных магнитов были недоступны или слишком дороги. Магнитное поле в зазоре не имеет никакого «знания» о материале магнита, и одна и та же напряженность поля может быть получена с помощью множества различных материалов и геометрий. Существует некоторая степень модуляции потока при использовании всех материалов магнитов и полюсных наконечников, и мощные динамики всегда будут иметь (гораздо) большую модуляцию потока, если их довести до предела.
Существует множество онлайн-видео, которые якобы демонстрируют разницу между керамическими магнитами и магнитами Alnico. При этом не раскрывается, идентичны ли напряженность магнитного поля, звуковая катушка, диффузор, подвес, паук и пылезащитный колпачок или нет. Если нет, то сравнение проводится между различными конфигурациями динамиков, а не магнитами. Это, конечно, не означает, что разницы нет, но без полного раскрытия информации демонстрационные ролики позволяют услышать разницу между полноценными динамиками, а не материалами магнитов. Рекламные материалы редко (если вообще когда-либо) описывают всю конструкцию двигателя и диффузора. Ошибочно полагать, что они абсолютно одинаковы для разных магнитных материалов.
Стоит отметить, что существует предел магнитной индукции (измеряемой в Теслах) через зазор громкоговорителя. Этот предел в основном зависит от стали, из которой изготовлены полюсные наконечники, и обычно составляет от 0,8 до 1 Тесла, причем, 1,8 Тесла – это предел для колонок, использующих полюсные наконечники из низкоуглеродистой стали. Использование экзотических сплавов может увеличить этот показатель примерно до 2,4 Тесла, но при значительных дополнительных затратах. В большинстве конструкций колонок полюсные наконечники насыщаются, чтобы учесть производственные несоответствия и гарантировать, что «статическое» магнитное поле трудно модулировать.
Типичная сборка двигателя показана выше. Важные детали помечены, чтобы вы могли видеть, что куда входит. Если бы использовался магнит Alnico, он был бы расположен на задней полюсной детали, прямо под центральным полюсом, а магнитная цепь была бы другой формы, чтобы вместить магнит. Как видно на фотографии выше (рис. 1), магнитная цепь для магнита Alnico может быть закрыта «U-образной» секцией, в то время как в других конструкциях используется штампованная стальная чашка. Точный механизм не имеет значения, при условии, что стали достаточно для поддержания требуемой плотности потока. Если сталь слишком тонкая, она будет насыщаться при более низкой плотности потока, уменьшая поток через зазор. Керамические магниты (почти) всегда собираются так, как показано на рисунке, хотя более мелкие детали отличаются.
Уменьшение напряженности поля снижает эффективность, а также позволяет динамику «делать свое дело» – он не так хорошо контролируется усилителем. Это особенно верно в районе резонанса, где снижение напряженности поля увеличивает общую резонансную добротность динамика (называемую Qts в параметрах Тиле-Смолла). В игре участвуют два фактора – плотность потока («B») и длина провода в зазоре («L»), что дает продукт «BL», который упоминается во многих рекламных проспектах. Высокий показатель BL обеспечивает высокую эффективность и хороший контроль усилителя над динамиком. Фактор ‘L’ относится только к проводу звуковой катушки, находящемуся в магнитном поле зазора.
Однако если коэффициент BL слишком высок, динамик будет перегружен, и может показаться, что у него плохой басовый отклик. Многие гитарные усилители обеспечивают «компенсацию» за счет более высокого, чем обычно, выходного импеданса (ZOUT). Типичные ламповые гитарные усилители имеют ZOUT от 4 до 16 Ом, а в транзисторных усилителях для достижения той же цели обычно используется обратная связь по току. Если вы посмотрите на конструкцию гитарного усилителя ESP Project 27, то увидите, что в нем используется обратная связь по току. ZOUT обычно составляет около 20 Ом, но его можно установить на любое значение, которое предпочитает производитель. Я сделал свой первый транзисторный гитарный усилитель по этой технологии примерно в 1968 году, и все инструментальные усилители, которые я проектировал с тех пор, делали то же самое.
2. Основные факторы, влияющие на звучание колонок
Материал диффузора имеет огромное значение для звучания гитарного динамика – возможно, больше, чем любой другой фактор. Однако звуковая катушка, подвес, паук и (хотите верьте, хотите нет) пылезащитный колпачок также могут оказывать глубокое влияние на «тон». Большинство гитарных динамиков относительно маломощны, обычно до 100 Вт или около того, хотя некоторые из них выше. Они также обладают сравнительно высокой эффективностью – до 100 дБ/Вт/м. Это означает, что у них легкий диффузор, и большинство из них имеют скромную амплитуду. Резонансная частота очень важна, потому что она определяет «нижний предел», который слышит игрок (и, конечно, публика).
В 1940-60-е годы мощность гитарных динамиков редко превышала 15-20 Вт, но в более поздние годы было несколько исключений. Большинство ранних гитарных усилителей редко выдавали более 30 Вт, но 40-ваттный Fender Twin (с использованием 2 × 6L6GC клапанов в выходном каскаде) изменил эту ситуацию, а более поздние усилители многих производителей обычно были 80-100 Вт. Маломощные колонки были хороши при одиночном использовании в небольших концертных залах или студиях звукозаписи, а также в многодрайверных корпусах (таких как 4 × 12 кабинетов («cabs»), получивших распространение в 1960-х годах). При сильном нажиме динамики начинали «распадаться», добавляя искажения динамиков к искажениям усилителя при громком воспроизведении.
Некоторые производители динамиков используют металлические пыльники (обычно алюминиевые), которые обычно приклеиваются к диффузору, а не к концу звуковой катушки. Хотя некоторым гитаристам нравится дополнительный высокочастотный «укус», большинству это не нравится. Однажды мне пришлось лететь из Сиднея в Мельбурн, чтобы выяснить, почему усилитель звучал отвратительно в студии звукозаписи. Проблема была решена снятием алюминиевого купольного пыльника и заменой его на кусок войлока. Проблема заключалась в том, что пыльник сильно излучал частоты выше 4 кГц с очень характерным «жестким» и «металлическим» звуком (никто не рассказал мне об алюминиевом куполе до того, как я сел в самолет). Воспроизведение частот свыше 7 кГц обычно считается жестким, а большинство гитарных динамиков спроектированы так, чтобы затухать выше 5 кГц. Резонансная частота большинства гитарных динамиков обычно находится в диапазоне 70-110 Гц.
Как правило, в качестве материала для окружения используется гофрированная бумага, как показано выше, из которой часто изготавливается диффузор. В некоторых колонках используется гофрированная ткань. Для придания гибкости и обеспечения герметичности используется нетвердеющий материал, известный как «допинг». Многие привыкли видеть на hi-fi колонках кожухи из рулонной резины или поролона, но для гитарных колонок они не встречаются. Окружность (и весь подвес, включая паук) обычно намного жестче, чем можно было бы ожидать. Одна из причин – обеспечение достаточно высокой резонансной частоты, а другая – защита динамика в целом от чрезмерных колебаний. От гитарных динамиков обычно не ожидают перемещения диффузора более чем на пару миллиметров, и большая часть этого перемещения связана с созданием «разрушения» диффузора – хаотического движения, при котором диффузор не действует как простой поршень.
Эффект разрушения диффузора очень сложно разработать или смоделировать, и я подозреваю, что большинство диффузоров разрабатываются эмпирически (т.е. методом проб и ошибок) или с использованием проверенных и известных материалов и процессов для получения стабильных результатов. Это очень важно, поскольку никто не хочет покупать две или более якобы одинаковых колонки, которые звучат совершенно по-разному. К счастью, это не является проблемой. В конечном счете, единственное, что действительно имеет значение, это нравится ли звук игрокам или нет – люди не покупают колонки, которые звучат отвратительно (ну, в основном не покупают, и не специально).
На фотографии выше показан паук, а также мишурные провода и клеммы. Паук оказывает значительное влияние на звук, поскольку он является частью подвеса и частично отвечает за резонансную частоту. Другим важным фактором является подвес. Сочетание жесткости подвеса и массы диффузора (включая вуалевую катушку, эксер, пыльник, воздушную нагрузку и т. д.) задает резонансную частоту. Использование легкого диффузора и жесткого подвеса означает высокую резонансную частоту (в данном случае она составляет 84 Гц, но после некоторого времени использования колонки она немного снизится). Чтобы снизить резонансную частоту, подвес можно сделать более «рыхлым» (более гибким) или утяжелить диффузор (плюс звуковую катушку и т. д.). В последнем случае снижается чувствительность.
Еще одним фактором, влияющим на звук, является длина звуковой катушки относительно магнитного зазора. Для динамиков, требующих низкого уровня искажений и приемлемой экскурсии (Xmax), либо звуковая катушка длиннее зазора (так называемая конструкция overhung), либо зазор длиннее звуковой катушки (underhung). Такие конструкции характерны для hi-fi динамиков, но в меньшей степени для динамиков с очень высоким КПД. В любом случае эффективность снижается, поскольку либо часть звуковой катушки, либо часть зазора «не используется». Для достижения максимальной чувствительности (по крайней мере, при низкой входной мощности) звуковая катушка и зазор должны быть одинакового размера. Конечно, когда диффузор проходит даже небольшое расстояние, часть звуковой катушки оказывается за пределами зазора, и мгновенная эффективность падает. Это приводит к искажениям, которые (почти) всегда будут представлять собой смесь преимущественно третьих гармоник с некоторым количеством вторых гармоник из-за нелинейности подвеса.
Из-за снижения общего (мгновенного) КПД будет наблюдаться некоторая степень «компрессии», а также искажения, которые нравятся многим гитаристам, поскольку они помогают увеличить длительность звучания (ноты звучат дольше) и добавить гармоники для более «богатого» звука. Существует так много различных факторов, что невозможно попытаться охарактеризовать их все, поскольку каждый из них действует в сочетании с другими переменными. Некоторые различия будут очень заметны, в то время как другие могут остаться почти незамеченными. В некоторых случаях вы даже можете обнаружить, что те вещи, от которых вы больше всего ожидаете ощутимой разницы, на самом деле почти не влияют на звук. Я даже не буду пытаться количественно определить, что влияет на звук в том или ином направлении, потому что у меня нет большого количества колонок, с которыми можно было бы поиграть, и у меня нет средств, чтобы проверить все комбинации.
Почти все гитарные динамики обладают некоторыми общими свойствами. Легкие диффузоры, почти всегда бумажные, с гофрированным подвесом (в отличие от рулонных или поролоновых). Подвес обычно довольно жесткий, и динамики имеют довольно высокую резонансную частоту (обычно 70-80 Гц). Большинство из них эффективны, 95-100 дБ/Вт/м, но не ожидайте такой же эффективности при (скажем) 50 Вт, какую вы получите при 1 Вт. Я провел базовый тест на эту тему и использовал 1 Вт, 10 Вт, 20 Вт и 30 Вт на частоте 120 Гц в гитарном динамике в моей мастерской. Тестовые колонки – это пара маломощных гитарных динамиков (они лежали в коробке так долго, что я не помню, что это такое), и, насколько я могу вспомнить, они имеют мощность около 25 Вт каждый.
При мощности 1 Вт я измерил 83,5 дБ, поднявшись до 93,5 дБ при мощности 10 Вт (как и ожидалось). При мощности выше 10 Вт SPL практически не изменился, а при 20 Вт он составил 96,8 дБ, а при 30 Вт – 96,9 дБ. При увеличении мощности свыше 10 Вт стали слышны искажения, а при 30 Вт была очень заметна третья гармоника (как и ожидалось). Я намеренно использовал довольно низкую частоту, поскольку с увеличением частоты уменьшается ход диффузора. Тест заключался в том, чтобы увидеть, насколько теряется эффективность, когда звуковая катушка начинает выходить из зазора. Вы обнаружите, что этот эффект редко упоминается (я не видел ни одного упоминания о нем при обсуждении гитарных динамиков).
Однако если вы хотите ознакомиться с лучшей информацией, которая мне попадалась, то в очень подробном анализе Кипела [ 3 ] рассматриваются смещение звуковой катушки, модуляция потока, нелинейность подвеса и практически все другие проблемы, с которыми сталкиваются традиционные громкоговорители с подвижной катушкой. Речь идет не о гитарных колонках, но концепции и проблемы являются общими для всех типов, от hi-fi до концертного звука.
Область, где можно ожидать достаточно хорошей «эквивалентности», – это верхний предел. Обычно пик приходится на частоту 2-3 кГц, а выше 5 кГц частота быстро падает. Это вполне умышленно, и любой, кто пробовал использовать широкополосные колонки для перегруженной гитары, скажет вам, что звучит это чертовски ужасно. Общая характеристика динамика – одна из самых влиятельных в плане его звучания. Небольшая разница в эффективности или частотной характеристике может сильно повлиять на звук. Они намного превысят любые различия, связанные с материалом магнита (реальным или воображаемым).
На сайте Eminence [ 4 ] написано (цитирую дословно) …
«Какие различия я услышу между керамическими, алнико и неодимовыми магнитами?»
«Каждый материал, конечно, имеет разные магнитные свойства и стоимость. Неодим кажется волной будущего, особенно с уменьшением веса и снижением общей стоимости. Он создает наибольший магнитный поток на унцию, что делает его идеальным для использования в корпусах нескольких колонок для поддержания производительности при снижении веса при транспортировке и перевозке. Алнико – это композит из алюминия, никеля и кобальта. Это самый редкий и самый дорогой материал. Считается, что алнико дает наиболее «винтажный» тон и имеет репутацию компрессионного звучания. Керамика – самый дешевый и распространенный материал. Если вы сравниваете динамики с одинаковым магнитным потоком, но с разными магнитами, вы, скорее всего, не заметите разницы в тональности. Различия в тональности, которые часто приписывают материалу магнита, вероятно, больше связаны с расположением магнита и возникающими различиями в магнитном потоке в структуре двигателя. В этом и кроется смысл!»
Это согласуется с комментариями, которые я сделал выше. Важно быть осторожным с рекомендациями, потому что многие из них не основаны на инженерных разработках, а получены из отдела маркетинга. Принцип маркетинга заключается в том, чтобы сказать вам то, что вы хотите услышать, в то время как инженеры говорят все как есть, независимо от того, хотите вы это услышать или нет. Большинство «обзоров» опускают почти все, что вам нужно знать – я видел одно видео, где совершенно разные динамики (они даже были разных брендов!) использовались для «демонстрации разницы» между керамическими и алнико. Все, что было сделано, это демонстрация разницы между двумя очень разными динамиками – магнит не имеет значения, если есть различия в других факторах. Любые выводы, сделанные на основе демонстрации, основаны на совершенно ложной предпосылке и не имеют никакого значения.
3. Материалы звуковой катушки
Для изготовления звуковых катушек используются два металла: медь и алюминий. Медь – наиболее распространенный металл, обладающий хорошей электропроводностью и легко соединяемый с помощью припоя. Однако она гораздо тяжелее алюминия, что является ее недостатком. Алюминий трудно соединить, поэтому многие алюминиевые провода, используемые для звуковых катушек, омеднены, чтобы их можно было припаять. Некоторое время алюминиевая проволока была очень популярна, но сейчас, похоже, она несколько утратила свою популярность. Алюминий, похоже, редко используется для гитарных динамиков. Все провода voicecoil изолированы высококачественным высокотемпературным эмалевым покрытием, чтобы предотвратить соприкосновение отдельных витков друг с другом (вызывающее короткое замыкание) или их смещение (что приведет к разрушению динамика).
В некоторых случаях вместо круглой проволоки используется прямоугольная или квадратная. Это позволяет использовать больше проволоки на единицу объема, что повышает эффективность намотки, поскольку между витками нет зазоров, как в случае с круглым проводом. Прямоугольный провод, намотанный по краям, является крайним вариантом звуковой катушки для динамиков и не используется для большинства гитарных динамиков. Провод размером 1,4 мм × 0,7 мм имеет площадь поперечного сечения 1 мм. Круглый провод с такой же площадью (1 мм²) имеет диаметр 1,12 мм и занимает физическую площадь чуть меньше 1,5 мм². Примерно 0,5 мм² «пустого» пространства, что делает звуковую катушку больше при том же количестве витков (при том же общем диаметре). Для второго слоя все не так плохо, если витки намотаны правильно.
Вес алюминия примерно на 50% меньше веса меди при той же длине и сопротивлении. Однако провод должен быть толще, потому что алюминий обладает лишь ~60% проводимости меди. В итоге алюминий имеет небольшое общее преимущество по весу, но надежность заделки все равно остается проблемой. Если провод не медный, то единственным надежным соединением является сварка, что само по себе не так уж и просто для алюминия.
На рисунке выше (в несколько упрощенном виде) показаны три варианта. Обычная схема является наиболее распространенной для гитарных динамиков, но количество слоев (и длина самой катушки) может варьироваться в зависимости от выбранного дизайна. Первый вариант требует прочного соединения провода, диффузора и паука, а также обеспечивает точки заделки, где обмотка звуковой катушки соединяется с гибкой оплеткой (она же «мишура»), которая используется для подведения проводов к клеммной колодке, установленной на корзине. Весь узел, скорее всего, будет пропитан эпоксидной смолой, чтобы обмотки не могли отделиться от корпуса или друг от друга.
Наконечник звуковой катушки (он же шпуля) должен быть прочным, легким и способным выдерживать максимальную температуру звуковой катушки в худшем случае, не выходя из строя. В ранних моделях динамиков использовалась бумага (на самом деле больше похожая на тонкий картон), которая до сих пор остается очень популярным выбором, но также используются такие материалы, как каптон (полиимид), номекс, кевлар, алюминий, фенольная смола, стекловолокно и даже титан. Металлические формы полезны для рассеивания тепла, но они не могут быть замкнутой круглой формой, потому что это создаст короткое замыкание. Между концами трубчатой формы всегда остается очень маленький зазор, чтобы предотвратить короткое замыкание. Проволока приклеивается к трубке с помощью различных клеев, многие из которых являются запатентованными, поэтому подробная информация о них недоступна. Многие из них представляют собой высокотемпературные эпоксидные или полиуретановые смолы, и за прошедшие годы было сделано множество усовершенствований. Лишь немногие из них продержатся очень долго при температуре свыше 200°C, как и эмалевая изоляция на проводах.
Идеальный формер – очень легкий, прочный и без резонансов. Было разработано множество фирменных конфигураций, и лишь немногие колонки имеют формеры, которые «не подходят» по каким-либо параметрам. Выбор в конечном итоге сводится к соотношению стоимости и ожидаемой мощности, но каждый материал способен повлиять на звук. Хорошо это или плохо – зависит от слушателя, и это никогда не было так верно, как в случае с гитарными динамиками.
Несмотря на то что алюминий легок по сравнению с большинством других металлов, он гораздо тяжелее бумаги или различных пластиков и композитов, упомянутых выше. Также важно обеспечить хорошее демпфирование, так как из-за особенностей большинства металлов в нем могут возникать нежелательные резонансы. Например, не случайно колокола делают из металла – я не видел пластиковых колоколов и сомневаюсь, что они будут хорошо работать. ))
4. “Классификация” динамиков
Существует несколько способов классификации гитарных динамиков. Существуют различия между «британскими» и «американскими», причем и те, и другие относятся к «современным» и «винтажным». На самом деле, они несколько условны, и нет никаких особых причин, по которым (например) «винтажный британский» и «современный американский» динамики не могли бы иметь практически идентичное звучание. Конечно, есть и множество других причин. В Австралии было несколько динамиков местного производства, которые, как быстро выяснилось, идеально подходили для гитары. В одних использовались магниты Alnico, в других – керамические. Магнит Alnico, показанный на рисунке 1, взят из динамика, который был очень популярен в Австралии в 1960-х годах. Это был 300-миллиметровый 50-ваттный динамик, который казался практически неразрушимым. Они также выпускались в «двухконусной» версии, которая была популярна для колонок PA (это были оригинальные «линейные массивы»).
Во всем мире происходило примерно то же самое, но в большинстве небольших стран, вероятно, не осталось ни одного жизнеспособного производителя колонок. В Австралии все еще есть пара (или была по последним подсчетам), а по всему миру, наверное, сотни мелких производителей «бутиков». Получают ли они свои детали (корзины, диффузоры и т. д., или даже готовые динамики) из Китая, неизвестно. Несомненно, в Китае сейчас больше производителей динамиков, чем где бы то ни было, но большинство из них будут «OEM» (производителями оригинального оборудования), и их продукция будет перемаркирована в соответствии с требованиями конечного покупателя.
В конечном счете, неважно, как называется колонка (название, стиль, модель), важно, сможете ли вы получить от нее желаемый звук. Подумайте о том, что многие профессиональные гитаристы используют то оборудование, которое предоставляет промоутер в странах, где они гастролируют. Конечно, у них есть свои особые пожелания, но в некоторых случаях просто невозможно предоставить именно то оборудование, которое указано в райдере (пожелания, требования и/или потребности группы). В подавляющем большинстве случаев это не вызывает никаких проблем (однажды Би Би Кингу пришлось использовать один из моих (транзисторных) усилителей, потому что в музыкальном магазине, который поставлял оборудование, не было запасного Fender Twin – правдивая история). Судя по всему, он ему очень понравился (но я не успел продать ему один).
5. Стиль кабинета
Колонки устанавливаются в разных конфигурациях и в разных корпусах. Большинство «комбо» усилителей имеют открытые задние панели, поскольку им требуется вентиляция, а усилитель находится в верхней части корпуса. Воздушный поток крайне важен для вентильных усилителей, но не менее важен и для транзисторных усилителей. Радиатор должен иметь воздушный поток, а торчащий сзади радиатор неприемлем. Если оставить заднюю стенку открытой, это можно решить, по крайней мере, в некоторой степени. Большинство корпусов типа 4 × 300 мм (12 дюймов) (обычно называемых квадробоксом) герметичны, в них нет никаких отверстий, кроме тех, что предназначены для динамиков.
Звучание из открытых и герметичных корпусов отличается (иногда радикально). Не существует «лучшей» конфигурации для всех игроков и/или площадок, и выбор очень индивидуален. Кабинеты с открытой задней стенкой, как правило, создают больше «переливов» на сцене, что может значительно усложнить работу звукорежиссера. Однако некоторые звукорежиссеры используют микрофон в задней части кабины (или направленный на нее) для создания FOH (front of house) микса, предпочитая обычно более «мягкое» излучение задней части колонок. Другие используют микрофоны спереди и сзади, чтобы смешивать их для получения нужного звучания.
Существует еще один класс, называемый «изолирующим» корпусом. Динамик полностью закрыт, чтобы минимизировать SPL (уровень звукового давления), и такие кабинеты чаще используются в студии, чем на сцене. Внутри корпуса находится микрофон, некоторые из них оснащены собственным динамиком, а другие предназначены для установки обычного динамика. Некоторые из них покрыты акустическим поролоном, в то время как другие имеют минимальную обшивку. Акустическая пена помогает минимизировать внутренние отражения, которые могут создавать «полый» звук, а также уменьшает утечку звука во внешний мир. Некоторые из них оснащены входными и выходными разъемами для динамика и микрофона (соответственно), в то время как другие могут использовать узкую щель для кабелей. Затухание (снижение SPL) зависит от конструкции.
Одна вещь, от которой почти все отказываются – это вентилируемый/портируемый корпус. Хотя некоторым басистам нравится дополнительная эффективность на нижнем конце, большинству гитаристов не нравится иногда «шершавый» бас, который дают вентилируемые корпуса при работе с усилителями со сравнительно высоким выходным сопротивлением. Это относится почти ко всем вентильным гитарным усилителям, а также к большому количеству транзисторных гитарных усилителей. Это не значит, что вентилируемые ящики не следует использовать. Как и во всем, что касается гитарных динамиков, это личный выбор.
300-миллиметровый (12-дюймовый) динамик был любимцем гитаристов на протяжении очень долгого времени. Есть игроки, которые используют (или предпочитают) 250-миллиметровые (10-дюймовые) динамики, которые могут быть как одиночными (обычно в комбоусилителе), так и 2 × 250 мм или в квадробоксе. Есть несколько небольших усилителей (обычно «тренировочных»), в которых используются один или два 200-миллиметровых (8-дюймовых) динамика. Их можно использовать в студии или даже на сцене для более тихих групп, и некоторые из них могут быть удивительно громкими, несмотря на свои размеры.
6. Полярность и импеданс динамиков
Большинство современных динамиков подключены таким образом, что положительное напряжение, подаваемое на положительную (+) клемму, заставляет диффузор выдвигаться. Это создает компрессию (увеличение давления воздуха) перед динамиком. Однако так было не всегда. В течение некоторого времени компания JBL (по причинам, которые никто не может объяснить) подключала колонки наоборот, так что положительный сигнал на положительной клемме заставлял диффузор двигаться внутрь. Сегодня, похоже, все согласны с тем, что положительное напряжение должно вызывать компрессию (диффузор движется наружу), и я уже много лет не видел динамиков, подключенных по-другому. Полярность можно проверить с помощью 1,5-вольтового элемента. Движение диффузора не очень велико, но обычно легко увидеть (или почувствовать), в каком направлении движется диффузор при каждой полярности.
Важно, чтобы при использовании двух или более динамиков с усилителем все они были в фазе. Это означает, что все они должны двигаться наружу и внутрь одновременно с одинаковой полярностью. С точки зрения усилителя не имеет значения, находятся ли они (все) в фазе или нет, поскольку может произойти инверсия сигнала от гитары до гнезда динамика, а может и не произойти. На самом деле нет никаких условностей на этот счет, хотя большинство конструкций сохраняют «абсолютную полярность». Однако на некоторых частотах могут наблюдаться большие фазовые сдвиги, которые зависят от настроек тембра, и вряд ли полярность можно услышать. Известно, что некоторые несимметричные формы волн могут звучать «по-другому», если их фаза инвертирована, но только в A-B тесте.
Несколько большее беспокойство вызывает то, что большой массив колонок (вспомните классический «двойной стек» – 2 x quad box) очень велик по сравнению с длиной волны на частотах выше 1 кГц или около того. Это приводит к появлению высокочастотных лучей и лобирования, когда верхние частоты имеют очень неравномерную картину покрытия. Уменьшить этот эффект невозможно (за исключением совершенно другой конфигурации колонок), и это может создать проблемы, особенно для других участников группы, которым придется мириться с чрезмерно высокими частотами, если гитарист слушает не по оси. Даже один 300-миллиметровый (12-дюймовый) динамик в обычном небольшом комбобоксе будет демонстрировать этот эффект. Некоторые усилители имеют возможность наклона назад, чтобы динамик был направлен на игрока. Другие имеют наклонную перегородку для той же цели, и для этого же существуют подставки. Все это немного помогает, но не решает проблему.
Импеданс очень важен. Вентильные усилители рассчитаны на работу с определенным номинальным импедансом, и если вы используете динамик (или комбинацию динамиков) с другим общим импедансом, усилитель не будет работать должным образом. Можно даже повредить усилитель – слишком низкий импеданс (например, меньше половины номинального) может привести к перегреву пластин выходных клапанов, что (иногда очень сильно) сокращает срок службы клапанов и снижает выходную мощность. Более высокий импеданс может привести к «вспышке» на базе клапана из-за чрезмерного напряжения, создаваемого внутри самого усилителя, и также снижает выходную мощность.
Транзисторным усилителям все равно, если импеданс выше нормы (включая разомкнутую цепь), но они очень раздражаются, если импеданс слишком низкий, и часто не показывают своего недовольства. Более высокий, чем ожидалось, импеданс снижает выходную мощность, и это иногда можно использовать с пользой. Квадрокоптер, который можно настроить на 8 или 32 Ом (например), может значительно снизить мощность, сделав систему менее подавляющей на сцене и гораздо более простой в управлении в студии (или спальне).
Все динамики в коробке должны быть одной марки и типа, с одинаковым импедансом. Смешение импедансов означает, что один динамик может получить львиную долю мощности усилителя и выйти из строя, как правило, в самый неподходящий момент. Дисбаланс также означает, что вы не знаете, подходит ли импеданс для усилителя, если не знаете, как правильно рассчитать комбинацию. Даже знание этого не поможет распределить мощность, так что риск повреждения или выхода из строя драйвера все равно существует.
Если есть и другие различия (например, диффузор, подвес и/или паук), динамик с более слабым подвесом может быть выведен за пределы своих возможностей. Этого не произойдет с открытым корпусом, но в закрытых системах может возникнуть значительное давление внутри корпуса. Это особенно верно, если система используется для воспроизведения низких частот, что означает большую длину диффузора и большее давление (как положительное, так и отрицательное). Если в одном корпусе используются колонки разных типов или размеров, то для предотвращения нежелательного взаимодействия между ними устанавливается перегородка, чтобы каждый комплект имел свой собственный субкорпус.
7. Старение, тепло и вибрация
Большинство колонок в новом состоянии довольно «тугие» или жесткие и могут показаться недостаточно басовитыми. После некоторого времени эксплуатации их характер немного меняется. Гофры подвеса и паука начинают ослабевать, в результате чего обычно улучшается нижняя часть и изменяются характеристики разрушения диффузора. Изменения обычно происходят в лучшую сторону с точки зрения улучшения тона для гитарной работы. Сильная перегрузка также изменит звучание, но, как правило, не в лучшую сторону.
Накапливание тепла в звуковой катушке всегда было очень реальной проблемой, особенно когда от колонок ожидали большей мощности. Когда звуковая катушка нагревается, ее сопротивление возрастает, а вместе с ним и импеданс. Это снижает чувствительность, а если нагрев слишком велик, то клей и эмаль размягчаются, что может привести к разрыву звуковой катушки. Даже незначительная деформация может привести к «опрокидыванию», когда провода звуковой катушки трутся о полюсный наконечник. Это говорит о том, что динамик бывший, и его нужно либо заменить, либо заново настроить. Зазор между обмоткой и полюсами составляет всего 0,25-0,3 мм (примерно 0,010-0,012 дюйма), поэтому для возникновения серьезных проблем требуется очень небольшая деформация. Я советую вам прочитать статью Power Vs. Efficiency, в которой подробно рассматривается вопрос температуры звуковой катушки. Еще одна статья, которую вам стоит прочитать, – «Анализ отказов динамиков», в которой описывается, что приводит и не приводит к смерти динамиков.
Нагрев не является серьезной проблемой для маломощных колонок – конечно, если они не выходят за пределы своих номиналов. По мере увеличения мощности колонок проблема становится все более серьезной. Даже при номинальной эффективности колонки в 100 дБ/Вт/м 94 % всей мощности, подаваемой на звуковую катушку, рассеивается в виде тепла, и только 6 % производит звук. Динамик, на который подается 100 Вт входной мощности, должен избавиться от 94 Вт тепла. Это может показаться не очень много, но если вы хотите понять, насколько сильно нагревается даже 60-ваттная лампа накаливания.
За прошедшие годы было предпринято множество попыток отвести тепло от звуковых катушек, включая использование алюминиевых пыльников, обычных пыльников с вентиляционными отверстиями или вентилируемых центральных полюсов. Все эти методы основаны на движении диффузора, чтобы создать некоторый поток воздуха для отвода тепла от звуковой катушки. Алюминиевые формы помогают рассеивать тепло более эффективно, чем бумажные или пластиковые.
С винтажными динамиками следует быть осторожным, поскольку возможно смещение паука. Это приведет к смещению звуковой катушки, что вызовет полинг. Большинство винтажных корзин были окрашены (и используемые краски были не так хороши, как те, что доступны сейчас), поэтому клей, удерживающий паук, мог быть нанесен на краску, а не на голый металл. Со временем и при вибрации клей может снять краску, что позволит пауку сдвинуться с места и увлечь за собой звуковую катушку.
Клеи в настоящих винтажных колонках были очень плохими по сравнению с эпоксидными и другими клеями, доступными сегодня. Цианоакрилат («ЦА» или так называемый «супер-клей») особенно прочен, но он также довольно хрупок, если только его не соединить с другими материалами для придания эластичности. Существует множество различных составов различных клеев, используемых в производстве колонок.
Сильное механическое воздействие (например, падение кабины колонки со сцены) может привести к серьезным повреждениям, которые зачастую невозможно исправить. Я видел (и слышал много историй) колонки, в которых после падения весь магнит и полюсные наконечники отсоединялись от корзины. Деформация металлической конструкции такова, что отремонтировать динамик редко удается – его приходится заменять. Если вы не можете достать точно такой же динамик, а их несколько, их все следует заменить, поскольку они подверглись серьезным нагрузкам и, скорее всего, будут звучать иначе, чем заменяющий их динамик.
8. Динамики для бас-гитар
Требования к басовым (гитарным) динамикам обычно сильно отличаются от тех, что используются для гитары. Для начала, открытый «E» на 4-струнном басе – это 41 Гц (41,204 Гц), а открытый «B» на 5- и 6-струнных басах – 31 Гц (30,868 Гц). Большинство бас-гитаристов хотят получить чистый звук, поэтому нередко усилитель рассчитан на гораздо большую мощность, чем колонки. Удвоенная мощность обычно не помешает, но есть и существенные исключения. Основное исключение – если игрок использует бас «fuzz» – либо перегружая усилитель, либо с помощью педали. Некоторые басовые усилители имеют возможность встроенного овердрайва, например, это опция для басовых усилителей ESP.
Басовые кабинеты часто вентилируются («портируются», если хотите), чтобы получить высокую эффективность на низких частотах. В первые дни существования инструментов с усилителем динамики обычно были просто гитарными колонками, которые сами по себе были колонками «общего назначения», пока производители не начали специализироваться на них. В наши дни многие производители имеют ряд динамиков, разработанных специально для бас-гитар и/или усиливаемых контрабасов. Они имеют более длинную звуковую катушку, чтобы уменьшить искажения, и, как правило, имеют гораздо более низкую резонансную частоту. Это влияет на эффективность, поэтому «приличная» басовая установка обычно должна иметь гораздо большую мощность, чем гитарный усилитель.
Несмотря на то, что существуют некоторые дискуссии/споры о «лучших» динамиках, корпусах, усилителях и т.д. и т.п., они не настолько полярны, как в случае с гитарными колонками. Одна из областей, где существуют разногласия, касается размера динамика. 380-миллиметровые (15-дюймовые) басовые динамики когда-то были главной опорой басистов, хотя гитарные квадрокоптеры с 4 × 300-миллиметровыми (12-дюймовыми) динамиками также были распространены. В наши дни многие игроки предпочитают динамики 4 × 250 мм (10″), иногда используя два корпуса.
Как и в случае с гитарой, выбор динамика (или акустической системы) – дело индивидуальное. Нередко басисты используют «твитер» – обычно компрессионный драйвер и рупор, чтобы получить «укус» на верхних частотах. Это особенно полезно при игре в стиле слэп-бас, где количество «укусов» может быть значительным. Использование меньших динамиков обычно означает, что твитер не нужен, но может также означать, что не хватает нижнего конца. Хорошим сочетанием может быть использование «стерео» баса, где нэковый звукосниматель управляет одним или двумя 380-мм динамиками, а бриджевый – 250-мм квадрокоробом – с отдельными усилителями, разумеется. Раньше это было довольно популярно, но очень мощные усилители и колонки, рассчитанные на дурацкую мощность, похоже, уменьшили потребность в этом. Однако очень высокая мощность динамиков редко бывает тем, чем кажется, и компромисс часто заключается в эффективности, а также в значительной «компрессии мощности», поскольку звуковая катушка нагревается и увеличивает импеданс (тем самым снижая мощность).
Выводы
Трудно сделать какие-то конкретные выводы, кроме того, что выбор может быть очень индивидуальным. В действительности большинство гитаристов будут довольны большинством гитарных динамиков, поскольку регуляторы тембра усилителя компенсируют отклонения в характеристиках (по крайней мере, в некоторой степени). Бывают исключения, но это может быть связано с любыми причинами – от контрактных обязательств, простых предрассудков или привычки. Некоторые люди просто не любят перемен. Если они не знают, что колонки были заменены, они могут даже не заметить этого (при условии, что замена имеет очень похожую частотную характеристику).
Очевидно, что существует множество факторов, определяющих звучание, но магнит находится далеко внизу списка. На самом верху списка находится материал, из которого изготовлены диффузор, пыльник и звуковая катушка. Пауки и подвесы также влияют на звук, но без масштабного слепого теста очень сложно количественно оценить слышимость различных компонентов. Чтение сообщений на форумах и вера в то, что говорят случайные (и часто анонимные) люди, конечно же, не является полезным способом выбора идеальной акустической системы.
Если вы не слушали гитарные колонки с алюминиевым пыльником и не убедились, что они воспроизводят именно тот звук, который вам нужен, я советую избегать их. Если вы собираетесь использовать колонки в студии, то вам также необходимо убедиться в правильности звучания при использовании микрофона. Микрофоны «слышат» все совсем не так, как мы, люди, и вы можете получить неприятный сюрприз, если не будете знать о возможных проблемах. То же самое относится и к «необычным» материалам диффузоров. В большинстве гитарных динамиков используются бумажные диффузоры, но в некоторых «универсальных» динамиках могут использоваться полипропиленовые диффузоры, которые могут иметь совсем другое звучание при перегрузке.
Убедитесь, что мощность колонок достаточна для работы усилителя. Для гитарного усилителя мощностью 100 Вт в идеале нужны колонки мощностью не менее 200 Вт. Если вы используете ламповый усилитель, у вас будет немного больше возможностей, и обычно для номинального 100-ваттного усилителя достаточно 150 Вт мощности колонок. 4 × 50 Вт колонки близки к идеалу для любого 100 Вт усилителя, но другие комбинации тоже подойдут. Есть некоторые стили игры, которые не сильно нагружают колонки (например, «чистая» гитара), и вы можете обойтись меньшей мощностью колонок. Однако если усилитель будет сильно нагружен, то стоит быть уверенным, что колонки выдержат всю мощность.
Решение об использовании алниковых, керамических (ферритовых) или неодимовых магнитов не имеет никакого отношения к тембру как таковому. Тональные различия в первую очередь зависят от материалов диффузора и подвеса, как описано выше. Конечно, может случиться так, что динамик с магнитом Alnico будет иметь именно тот звук, который вам нужен, и если не найдется аналога с керамическим или неодимовым магнитом, то вы, скорее всего, купите именно его. Важно не смешивать материал магнита и другие параметры – они разделены, несмотря на многие заявления, которые вы услышите. Различия, конечно, возможны, но, по общему мнению дизайнеров, магнит не влияет на звук.
И наконец, остерегайтесь любой маркетинговой информации и «цветных глянцев» – они созданы специально для того, чтобы продать вам «товар» и убедить вас в том, что несуществующие «различия» реальны.
Литература
Пожалуйста, имейте в виду, что, как и многие другие материалы в сети, все эти ссылки могут исчезнуть в любой момент. Я очень стараюсь следить за актуальностью ссылок, но это может стать очень утомительным. В некоторых случаях я использовал другие справочные материалы, которые могут быть не указаны в списке, но это в основном для проверки утверждений, сделанных в приведенных ссылках. Некоторые утверждения просто невозможно проверить, и поэтому я стараюсь не упоминать то, что не поддается проверке.
Во всех случаях ссылки даются для дальнейшего изучения читателем.
- Let’s Talk Speakers (Ted Weber)
- Metals/ Minor Metals/ Cobalt (LME)
- Loudspeaker Nonlinearities, Causes, Parameters, Symptoms (Klippel)
- What Differences Will I hear between ceramic, alnico and neodymium magnets (Eminence)
- Alnico (Chemistry Learner)
- Available alnico magnet grades (Duramag)
- Moving coil loudspeakers (Ansys) – (Original linked page no longer exists)